Сайт находится в стадии обновления! Информация неполная, не все меню работают, поэтому лучше позвонить или написать. Приносим извинения за доставленные неудобства.

8 (499) 267-30-71

11-07-2019

Уличные городские часы Москвы: история длиною в век.

Сегодня в Москве более 1000 типовых уличных часов. Горожане привычно сверяют по ним время, назначают свидания «под часами». Уличные часы есть во многих городах мира. В Риме, Берлине, Париже и Москве часы также часто попадают в поле зрения прохожего или объектив фотографа. Если часы убрать с привычных мест, то все сразу замечают их пропажу. Хотя пока часы «на месте», мы даже не осознаем, что смотрим на них.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы более 20 лет обеспечивает работу городских уличных часов.

Часы современного типа появились в Москве 1996 году. За долгий срок службы эта модель часов проходила несколько восстановительных ремонтов электроники и корпусов. Их работа круглосуточно поддерживается специальным подразделением «Служба времени», которое следит за точностью хода стрелок и сохранностью часового блока.

В настоящий момент 1055 городских уличных электрочасов расположены на опорах сетей наружного освещения, проще говоря, фонарных столбах. И 27 часов различного дизайна на самостоятельных опорах, украшая скверы и бульвары.

Часы традиционно ассоциируют с набором шестеренок. Но к типовым уличным часам Москвы это не относится. Они электрические с электронным блоком управления.

ДО РЕВОЛЮЦИИ

Интересно, что электрическими часы в Москве были с самого первого своего появления – более 100 лет назад. Это был совершенно другой часовой блок, но работал он также как и сегодня – без использования механической заводки.

В 1912 при Управлении Московских электрических железных дорог было решено создать единую систему уличных электрических часов. Идея установить часы тесно связана с организацией движения трамваев.

В начале 20 века в Москве активно развивалась трамвайная сеть, которая пришла на смену существовавшим до этого конкам. Новый вид транспорта становился у горожан все популярнее, но возникали проблемы с графиком движения и тем, чтобы пассажиры правильно ориентировались во времени прихода трамвая на остановку. Управа объявила, что на 8 маршрутах после 23.00 вагоны будут приходить через 10-минутные промежутки времени, а последний вагон каждой линии можно будет застать на Театральной площади в 00.10-00.15. Чтобы пассажиры лучше ориентировались, когда будет последняя «электричка» (так называли студенты трамвай), трамвайное управление повесило на остановках часы.

Часовая система работала по принципу «первичных» и «вторичных» часов.

В здании Московской Городской Думы была оборудована центральная часовая станция, где действовали «первичные» часы – главные маятниковые часы в изолированной стеклянной камере. Каждые сутки ход часов в Думе сверялся с эталонными часами в Московской астрономической обсерватории.

В городе же были установлены «вторичные» часы – часовые блоки, управляемые центральной станцией по воздушной электрической двухпроводной сети. По проводам подавались электрические импульсы, и стрелки всех часов города одновременно перескакивали каждую минуту на одно деление. Днем источником тока всех часов служили аккумуляторные батареи.

Работы по размещению этих принципиально новых для того времени часов начались 3-го апреля 1912 года. Событие широко освещалось в прессе. Например, в «Московском листке» от 4 апреля 1912 года писали: «На трамвайных линиях нововведение: в наиболее оживленных пунктах города, на площадях и людных перекрестках, устанавливаются часы. В ночное время часы, укрепленные на фонарных столбах, будут освещаться электричеством. Таких часов предполагается установить 50 штук».

Инженер Н. Н. Кокушин в своей книге, изданной в 1913 году, писал: «Полгода тому назад по всей Москве установлено большое количество электрических часов, преимущественно на трамвайных остановках. Таким образом, Москва приблизилась к Парижу, где электрические часы установлены чуть ли не на каждом фонарном столбе».
В итоге к 1913 году общая численность часовых блоков достигла 138 штук.

Первая электрочасовая станция Москвы хранится в Политехническом музее. По результатам исследований куратора и хранителя собрания музея «Приборы времени, часы» Т.А. Фокиной электрочасовая станция была признана памятником науки и техники I категории.

Эта станция управляла работой всех городских электрочасов с 1912 по 1975 год.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Следующий виток в развитии городского часового хозяйства связан с Олимпиадой 1980 года. Вся страна, включая советскую столицу, готовилась к приему спортсменов, иностранных делегаций и первых лиц государств с особым тщанием. Дни подготовки и проведения Олимпиады-80 горожане и сегодня вспоминают с ностальгией.

Конечно же, особое внимание было уделено убранству улиц. Именно тогда в Москве появились и новые городские часы. Часовые блоки в тонком корпусе размером 1,0 х 1,0 м с надписью на циферблате «Стрела» заняли место на мачтах городского освещения столичных улиц; для вокзалов существовала специальная модель круглой формы.

Обе модели сегодня живьем можно увидеть в музее «Огни Москвы» в Армянском переулке.
Технически каждые часы по-прежнему не были автономны и работали как «вторичные».

НАШЕ ВРЕМЯ

Существующие в настоящий момент часы пришли на замену часам производства 1975-1980 гг.

Согласно Распоряжению Мэра Москвы № 225-РМ от 19.04.1996 г. «О замене уличного часового хозяйства Москвы» были полностью заменены 300 часов, установленных на опорах сетей наружного освещения.

Распоряжением Правительства Москвы от 20 мая 2005 г. № 870-РП «О замене уличных часов в г. Москве в 2005-2008 гг.» была продолжена работа по замене уличных часов и увеличению их количества.

Современные московские часы от всех предшествующих поколений отличаются тем, что больше не являются «вторичными» часами. Внутри каждого часового корпуса встроен автономный электронный блок управления, который отвечает за точность времени и правильность хода стрелок. Сегодня городским часам не нужно получать импульсы от какой-либо удаленной часовой станции.

Благодаря тому, что все уличные часы стали «первичными», в 1996 году был сделан огромный шаг в развитии часового хозяйства в Москве. Городские власти смогли отказаться от аренды помещений, где прежде были оборудованы «первичные» центральные часовые станции.

Кроме того, изменение принципа работы городских часов позволило полностью ликвидировать проводную сеть между часами в городе и «первичными» часами на станции. До этого момента со станцией каждый часовой блок соединял пучок из 20-30 проводов!

Сегодня коррекция времени происходит по спутникам GPS/ГЛОНАСС. В исключительных случаях специалисты «Службы времени» прибегают к корректировке стрелок в «ручном» режиме в каждом конкретном часовом блоке. Это означает, что специалист-электромонтажник поднимается на вышке к конкретным часам, подключает к электронному блоку пульт и с его помощью производит донастройку электроники.

Городские часы питаются от городской осветительной сети в темное время суток, а днем работают от аккумулятора.

Периодически каждый из 1055 часовых блоков демонтируется и проходит плановое обслуживание в мастерских. Здесь часы чистят, реставрируют в случае необходимости, проверяют или восстанавливают работу электронного блока управления, а затем возвращают на прежний адрес в город.

Время ценно!

Источники:

  • Постоянная экспозиция музея «Огни Москвы»
  • Статья «Точнее не бывает», газета «Невское время», В. Рубцова, июль 2003
  • Статья «Первая электрочасовая станция Москвы»,Т. Фокина, журнал «Наука и жизнь», август 1999
  • Книга «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века», В. Руга, А. Кокорев, 2010
  • Фотоматериал из открытых интернет-источников
  • Антикварные открытки Москвы из частных собраний
  • Страница facebook ДЖКХ г. Москвы